Технические уходы за основными рабочими органами и отдельными узлами комбайна

Уход за жатвенным аппаратом и активным полевым делителем

     Режущий аппарат и активный полевой делитель осматривают ежедневно. Во избежание поломок механизма, приводящего в движение нож, необходимо своевременно устранять все увеличенные зазоры согласно указаниям по регулировке режущего аппарата.

Работа с зазубренными или поломанными сегментами и пальцами не допускается. Если притупились сегменты ножа, его затачивают или заменяют другим. Не допускаются люфты в эксцентриках и шарнирах шатунов и приводных рычагов; смазывают узлы согласно карте смазки.

Уход за транспортером хедера

     Планки транспортера должны быть ровными, а цепи, несущие их, находиться на одной линии, обеспечивая параллельность планок. Погнутые планки транспортера надо своевременно выравнивать, ослабевшие заклепочные соединения планок со звеньями цепей переклепывать, а планки, направляющие цепи, смазывать.

     Направляющие планки на платформе хедера, служащие для предохранения платформы от износа, должны находиться между пластинами цепей, чтобы ролики последних могли свободно по ним катиться. Деревянные вкладыши, вставленные в планки транспортера, также частично предохраняют цепи от износа. При истирании вкладыши можно несколько выдвинуть из планок, проложив между ними шайбы. Изношенные вкладыши надо заменить новыми.

     Периодически, через 2—3 дня работы, необходимо проверять затяжку гаек на винтах, крепящих деревянные вкладыши. В процессе работы затяжка гаек ослабляется, что приводит к отрыву планок и аварии.

image

     Важную роль в защите цепей снизу играют поддоны 8 и 10 (см. рис. 3). В случае деформации поддона от удара о камни или другие предметы его необходимо снять, выправить, а при необходимости отремонтировать. Без поддона работать нельзя, так как цепи транспортера могут зацепиться за ушки, к которым крепятся передние концы уголков, и порваться.

     Цепи транспортера хедера при работе вытягиваются и провисают. Необходимо периодически проверять натяжение цепей и при необходимости регулировать их.

Уход за ножевым барабаном

     Ножевой барабан — наиболее важный и ответственный рабочий орган машины. Поэтому повседневный и тщательный контроль за его состоянием обязателен. Особое внимание следует обращать на крепление ножей и состояние их лезвий.

     Перед началом работы следует проверить затяжку болтов и наличие шплинтов на корончатых гайках, закрепляющих ножи барабана. Плохое крепление ножей может вызвать отставание их от мест крепления и удар о противорежущую пластину, а это приведет к аварии.

     Незначительные щербины на лезвиях ножей (от перерубания проволоки и других твердых предметов, попадающих в машину) не являются помехой для работы ножевого барабана. При затуплении режущей кромки нож следует обязательно заточить, так как работа с затупленными ножами резко перегружает приводные органы комбайна и трактора.

     Процесс заточки ножей и режущего барабана осуществляется следующим образом:

image

1. Заточное приспособление 2 (см. рис. 23) из транспортного положения устанавливается в рабочее, для чего необходимо:

а) отсоединить с обеих сторон верхнюю часть кожуха от планок 3, удерживающих его в транспортном положении болтовыми соединениями;

б) повернуть кожух вокруг нижних шарниров назад;

в) открыть замки задней крышки 5 режущего барабана и установить крышку в верхнем положении, как показано на рис. 35;

image

г) установить кожух заточного приспособления в рабочее положение, закрепив его установочными болтами 4 и 10 (см. рис. 24) к балке силосорезки.

image

     В рабочем положении заточного приспособления (см. pис. 35) направляющие корпуса должны быть параллельны оси барабана.

     Проверяют параллельность направляющих, передвигая заточную головку вдоль барабана штурвалом 2, камень предварительно должен быть штурвальчиком 1 установлен таким образом, чтобы он слегка касался ножей барабана в одном из крайних положений заточной головки. При правильной установке кожуха камень заточной головки при передвижении его вдоль барабана и одновременном прокручивании барабана должен слегка касаться лезвий ножей в нескольких точках по всей длине барабана.

     Если направляющие непараллельны, их необходимо отрегулировать установочными болтами 4 и 10 (см. рис. 24) так, чтобы ножи барабана слегка касались камня в средней его части, а внизу между ними был незначительный зазор для входа лезвий ножей.

2. При помощи штурвала 2 (см. рис. 35) головку отвести в крайнее левое положение.

3. Вращением штурвальчика 1 поперечной подачи отвести камень заточной головки от ножей режущего барабана.

4. Разъединить цепи привода питающего аппарата и привода косилочного аппарата и снять их.

5. Включить трактор в работу, постепенно повышая число •оборотов режущего барабана до 600—800 об/мин.

6. При вращающемся барабане поворотом штурвальчика 1 заточной головки произвести подачу камня до соприкосновения его с лезвиями ножей барабана, после чего вращением штурвала 2 перемещать заточную головку по направляющим кожуха вдоль оси вращения барабана. Перемещать заточную головку вручную следует плавно, без рывков. Ножи режущего барабана затачивают, перемещая вправо и влево заточную головку.

     По мере заточки лезвий ножей периодически через имеющееся в кожухе окно осуществляют поперечную подачу камня путем поворота штурвальчика влево на одно фиксирующее деление. За один щелчок камень подается на 0,125 мм. Приближают камень к ножам до тех пор, пока лезвия не станут острыми. Остроту лезвий определяют на глаз, просматривая через окна на концах корпуса заточного приспособления, а затем после того, как отведут корпус от рабочего положения.

     После заточки надо выключить трактор, застопорить барабан, отсоединить корпус 3 заточного приспособления, закрыть заднюю крышку, установить корпус в транспортное положение, установить цепи привода питающего и режущего аппаратов.

     После заточки ножей или при замене их запасными необходимо проверить и сбалансировать барабан. При нарушении балансировки к более легкой стороне барабана прикрепляют грузики (болт с гайкой) таким образом, чтобы барабан, остановленный в любом положении, не проворачивался в шариковых опорах. Если поломанный нож нельзя заменить другим, надо вместе с ним снять в той же секции барабана противоположный нож. Это не нарушит балансировки и работоспособности барабана.

     Запрещается продолжать работу комбайна с барабаном, у которого несимметрично изъяты ножи, так как это резко нарушает балансировку. Необходимо следить за креплением корпуса подшипников ножевого барабана и стопоремием регулировочных болтов. Если ослабли болты крепления, барабан может сдвинуться со своего места, нарушив зазор между лезвиями ножей и противорежущей пластиной, что вызовет поломку.

Уход за выгрузным транспортером

     Необходимо всегда следить за натяжением цепей транспортера. При правильно натянутом транспортере нижняя его ветвь не должна касаться нижнего дна каркаса. Зазор между нижним дном каркаса и планками нижней ветви транспортера должен быть в пределах 15—20 мм.

     Левая и правая цепи транспортера должны быть одинаково натянутыми. Если цепи вытянулись и натяжные устройства не обеспечивают их натяжения, необходимо выбросить из каждой цепи по два звена.

     Необходимо также следить за креплением планок транспортера. Обрыв их может вызвать аварию. Надломленные планки заменяют. Надо устранять возможность задевания планок за дно транспортера в местах их набегания. Проверяют состояние выгрузного транспортера, просматривая его через заднее отверстие при снятой крышке или сверху в открытой его части.

Уход за передачами

     Правильное натяжение цепей — необходимое условие, обеспечивающее долговечность цепных передач. Ненатянутая цепь может набежать на зуб звездочки и разорваться или прогнуть валы, а излишне тугое натяжение увеличивает износ цепи и звездочек. Особенно важно регулярно проверять натяжение неприработанных новых цепей, так как в первые дни работы они сильно вытягиваются. Натяжение цепей контролируется стрелой провисания ведомой ветви или поворотом звена цепи.

     Стрела провисания в свободном состоянии ведомой ветви цепи не должна превышать 7—10 мм на 1 м расстояния между центрами звездочек. Второй способ проверки — цепь считается натянутой правильно, если можно с небольшим усилием отверткой или бородком повернуть на 30—40° от первоначального положения.

     Звездочки, сместившиеся во время работы в сторону, обязательно надо поставить на место и закрепить.

     Если по какой-либо причине цепь приходится расшплинтовывать, то звенья надо соединять шплинтами, а не кусочками проволоки; шплинты ставить только с наружной стороны цепей.

     Правильное натяжение ремней — залог их долговечной работы, а также надежной работы валов. Натяжение ремней проверяется провисанием ведущей ветви. Нельзя допускать пробуксовывания ремней, а также попадания на них масла, так как масло разъедает ремни. Рабочая поверхность шкивов должна быть гладкой, без заусенцев и зазубрин.

Эксплуатация гидросистемы комбайна и уход за ней

     Управление хедером и мотовилом осуществляет тракторист при помощи гидрораспределителя трактора. Для подъема хедера или мотовила соответствующую рукоятку необходимо перевести в положение «подъем». Хедер и мотовило опускаются под собственным весом при переводе рукоятки распределителя в положение «плавающее».

     В рабочем положении хедера рукоятка распределителя должна быть в положении «плавающее», что обеспечивает копирование хедером рельефа поля. При отсоединении комбайна от трактора во избежание попадания пыли и грязи в гидросистему каналы шлангов и трубок необходимо закрыть пробками или волокнистыми материалами. Надо следить за тем, чтобы не было течи масла в соединениях маслопроводов гидросистемы и из гидроцилиндров.

Уход за ходовой частью комбайна

     При технических уходах главное внимание следует уделять степени затяжки подшипников ступиц ходовых колес. При правильной затяжке колесо должно свободно вращаться без заметного осевого биения. При заметном осевом биении подшипники колеса необходимо отрегулировать.

     Регулировка степени затяжки подшипников ступицы ходовых колес. В процессе эксплуатации комбайнов необходимо периодически проверять и при необходимости регулировать степень затяжки подшипников 3 (см. рис. 19) ступиц ходовых колес. Для этого необходимо:

image

1. Вывесить машину так, чтобы шины не касались земли. Затем снять крышку ступицы и ослабить гайку 2 крепления подшипников на 7з—7г оборота, проверить, свободно ли вращается колесо. Если тормозится, устранить причину тугого вращения (заедание сальников и т. п.).

2. Затянуть регулировочную гайку 2 кропления подшипников ключом с воротком длиной 350—400 мм одной рукой как можно сильнее (до тугого вращения колеса на подшипниках). При затягивании гайки для правильного размещения роликов на беговых дорожках колец подшипников колесо проворачивают. Затянутое таким способом колесо после толчка рукой должно сейчас же останавливаться.

3. Отпустить гайку крепления подшипников на 7в оборота, установить стопорную шайбу и законтрить.

4. Проверить степень затяжки подшипников. При правильной затяжке колесо должно свободно вращаться без заметного осевого биения.

     Необходимо следить, чтобы масло не попадало на покрышки колес. Ежедневно перед началом работы комбайна надо проверять внутреннее давление в шинах; оно должно быть 3,5 кг/см2. Комбайн, у которого давление в шинах не соответствует установленной норме, нельзя пускать в работу.

     Во избежание неравномерного износа протектора покрышек после каждого сезона работ следует переставить шины с одной стороны на другую.

Уход за приводом мотовила

     При ослаблении подтягивать болты крепления ведущей звездочки привода и корпуса подшипников ведомого вала. Очищать от грязи щиток и цепь привода от ходового колеса к промежуточному валу. Цепь периодически смазывать. Периодически следить за правильным натяжением ремня привода мотовила.

     При замене втулок в подвесках 3 мотовила (см. рис. 7) запасными, находящимися в комплекте запасных частей, необходимо запрессовать их в подвески и развернуть до размера 30А3 (+0,045).

image