Процесс работы и описание рабочих органов силосоуборочного комбайна КСР-2

Технологический процесс работы

image

     При движении комбайна (рис. 60) растения попадают в рабочие русла между крайними и средними делителями 1. Транспортирующие цепи 2 захватывают их и подводят к режущему аппарату. Затем срезанные растения перемещаются цепями 3 к подающим транспортерам 4 и 5 и направляются в измельчающий аппарат 6 комлем вперед, поскольку скорость нижних ярусов транспортирующих цепей выше скорости цепей верхнего яруса. Из камеры измельчителя масса выбрасывается через трубопровод 7 и дефлектор 8 с козырьком 9 в прицепную тележку 10 или в транспорт, движущийся рядом с комбайном.

Описание рабочих органов и механизмов передач

     Комбайн состоит из следующих основных узлов: рамы с ходовыми колесами, сницы жатки, питающего аппарата, измельчающего аппарата и механизмов передач.

Рама комбайна представляет собой сварную конструкцию, главной частью которой является квадратная труба с приваренными к ней кронштейнами для крепления питающего и измельчающего аппаратов, сницы, механизмов передач и ходовых колес.

image

     Рама комбайна опирается на два пневматических колеса. Каждое колесо (рис. 61) установлено на полуоси 1 с двумя коническими подшипниками 2, затянутыми гайкой 3. От загрязнения и потери смазки подшипники закрыты крышкой 4 и резиновой манжетой 6, укрепленными на ступице 5.

     Шпильками и гайками колеса соединены с полуосью 1, которая, в свою очередь, вставлена в отверстие квадратной трубы 8 и фланцем 7 прикреплена к кронштейнам 9. Для предохранения резины при движении агрегата ходовые колеса установлены с развалом, т. е. их верхняя часть находится дальше от середины машины, чем нижняя.

Сница состоит из сварного стального бруса и рамки, сваренной из угольников. Для присоединения к трактору сница имеет ушко и штырь. Задняя часть сницы шарнирно соединена с рамкой бруса. К брусу приварены специальные кронштейны, на которых установлены домкрат, механизм подъема, фиксатор поворота и детали передач.

Карданная передача, установленная на снице, состоит из двух шарниров, круглого вала и предохранительной муфты. В середине вал опирается на самоустанавливающийся роликовый подшипник (буксу), помещенный в чугунный корпус. Вилкой шарнира карданный вал присоединяется к валу отбора мощности трактора. В соответствии с правилами техники безопасности карданная передача сверху закрыта кожухом.

Домкрат, укрепленный в передней части сницы, удерживает машину в горизонтальном положении во время стоянки. Он представляет собой трубу с приваренным к ней круглым подпятником и может поворачиваться и закрепляться на снице чекой.

image

     На рис. 62 изображена спица с рамкой и фиксатором поворота. Рамка 2 штырями 1 шарнирно закреплена на раме комбайна и может поворачиваться в вертикальной плоскости.

     При транспортировке комбайна на дальние расстояния брус синцы переводят в крайнее правое положение, а во время работы в зависимости от ширины междурядий и расстановки колес трактора — отводят влево. Для осуществления этих операций к передним концам двух продольных угольников рамки 2 приварен поперечный угольник 4 с отверстиями, куда входит фиксатор б. Он состоит из стержня, пружины и кулачкового выключателя с рукояткой 7. При повороте рукоятки кулачки выключателя, сжимая пружину, выводят стержень фиксатора из отверстия. При обратном положении рукоятки стержень под действием пружины вводится в соответствующее отверстие.

Механизм подъема предназначен для подъема жатки в транспортное положение и установки ее в рабочее положение. Он соединяет между собой сницу и раму машины.

     Механизм подъема состоит из скобы 8 и тяги 9, которые вместе с брусом 10 и рамкой 2 образуют параллелограммный механизм. Этот механизм приводится в действие выносным гидроцилиндром 11 при помощи рычага 12. В механизм подъема входят также компенсационная пружина 3 и транспортный прут 5. Компенсационная пружина уменьшает давление башмаков жатки на почву и частично разгружает гидросистему трактора.

     Транспортный прут служит для удержания жатки в поднятом положении при выключенном гидроцилиндре.

Жатка — двухручьевая, щелевого типа, предназначена для. срезания растений и подачи их в питающий аппарат.

image

     Жатка (рис., 63) состоит из рамы, режущего аппарата с кривошипно-шатунным механизмом, боковых делителей с транспортирующими цепями и механизма привода.

     Рама жатки представляет собой конструкцию, собранную из отдельных металлических деталей. Верхние и нижние продольные угольники в передней части соединяются с носками, образуя каркас делителей. В средней части угольники скреплены литыми чугунными кронштейнами и брусом режущего аппарата, а в конце — опорной балкой. Кронштейнами жатка укрепляется на раме комбайна.

     Нижние продольные угольники служат для закрепления четырех противорежущих пластин режущего аппарата.

Режущий аппарат с кривошипно-шатунным механизмом показан на рис. 64. Он укреплен на брусе 5 литыми чугунными кронштейнами 3, к которым приклепаны ножи-сегменты 4.

image

     Кронштейны 3 установлены на шарикоподшипниковых осях, имеющих с наружной стороны защитные шайбы, предохраняющие шариковые подшипники от загрязнения и утечки смазки.

     В верхней части обе оси соединяются с поддерживающими скобами 2, а в нижней — прикрепляются к брусу 5. Положение поддерживающих скоб фиксируется крючковыми винтами 6, позволяющими изменять зазор между кронштейнами 3 с ножами 4 и противорежущими пластинами. В колебательное движение ножи приводятся кривошипно-шатунным механизмом. Он состоит из коленчатого вала 11, установленного на шариковых подшипниках в чугунном литом корпусе 1, и двух шатунов 7, сделанных из труб, с обеих сторон которых приварены резьбовые втулки 10. При помощи шатунов 7 передается движение от коленчатого вала кронштейнам 3, на которых укреплены режущие ножи-сегменты.

Боковые стенки делителей и средний делитель выполнены из вертикально расположенных листов и. панелей — столов, расположенных ярусами друг над другом. Они образуют два ручья жатки. Причем нижние панели боковых стенок одновременно являются дном ручья. На панелях смонтированы звездочки и пальчатые транспортирующие цепи. Передние звездочки служат для натяжения транспортирующих цепей. На панелях, кроме того, смонтированы ведущие валы и привод к ним. Сверху боковые стенки закрыты кожухами. В средней части на вертикальных стенках смонтированы стеблеприжимы (по два прижима на каждый ручей). Стеблеприжимы шарнирные и прижимаются к боковым стенкам пружинами, а свободные концы их находятся над нижней и средней ветвями транспортирующих цепей.

image

     В конце рамы жатки на опорной балке закреплен механизм привода транспортирующих цепей. Он состоит из литого чугунного кронштейна 8 (рис. 65), в котором установлен на игольчатых подшипниках горизонтальный ведущий вал 2 и вертикальные ведомые валы 7 и 10, получающие вращение при помощи двух пар конических шестерен 1 и 3, и звездочек 5, в и 9. Горизонтальный ведущий вал имеет предохранительную муфту 4, работающую при перегрузке. Вертикальные валы через карданные шарниры соединяются с валами, на которых установлены ведущие звездочки верхних подающих цепей боковых стенок жатки.

     Звездочки 6 вращают нижние и средние подающие цепи боковых стенок, а звездочки 5 при помощи специального передающего механизма, укрепленного на раме жатки между режущим аппаратом и задним соединительным брусом, поворачивает транспортирующие цепи средней части жатки.

     Передающий механизм состоит из литого чугунного корпуса, двух приводных звездочек и одной обводной звездочки. Привод механизма осуществляется одной цепью, при этом валы передающего механизма вращаются в противоположные стороны. Обводная звездочка одновременно служит и для натяжения цепи. На валах передающего механизма установлены также ведущие звездочки транспортирующих цепей средней части жатки.

image

     По требованию хозяйств завод-изготовитель комбайна КСР-2 поставляет помимо щелевой жатки также и сменную жатку сплошного среза с обычным носилочным аппаратом (см. рис. 59) и шнеком для сужения и подачи массы, выполненными по типу самоходного зерноуборочного комбайна. В зависимости от состояния убираемой культуры жатку оборудуют либо эксцентриковым мотовилом для уборки прямостоящих растений, либо подборщиком с пружинными пальцами для уборки растений, предварительно скошенных и уложенных в валки.

Подающие транспортеры цепочно-планчатого типа (см. рис. 63) состоят из нижнего неподвижного и верхнего плавающего транспортеров и питающего барабана с чистиком. Они смонтированы в приемной камере комбайна и служат для захватывания поступающих стеблей и подачи их в измельчающий аппарат. Оба транспортера имеют ведущие и ведомые валы и цепной привод к ним.

     На ведущем и ведомом валах нижнего транспортера установлено по две звездочки и одному поддерживающему диску, расположенному в середине вала. Диск предохраняет планки транспортера от прогиба и деформации при прохождении большой массы стеблей. Ведомый вал нижнего транспортера может перемещаться в пазах кронштейна при помощи специального винта, обеспечивая необходимое натяжение цепей. Каждое звено цепей имеет две лапки. К лапкам четырех соединительных звеньев каждой цепи нижнего транспортера приварены гайки, к которым болтами прикреплены четыре планки. Такая конструкция позволяет снимать и надевать транспортер без полной разборки этого узла. Все остальные планки прикреплены к лапкам цепей заклепками.

     В конце нижнего транспортера расположен гладкий питающий барабан, который предотвращает затаскивание растений под машину планками. Сам барабан очищается от заматывания растениями специальным чистиком с заостренной кромкой.

     На ведущем валу с правой стороны но ходу машины укреплены две звездочки: наружная звездочка приводит в движение механизмы жатки через промежуточную двойную звездочку, а внутренняя — плавающий транспортер и питающий барабан.

     В эту передачу входит и натяжная звездочка, установленная на оси с игольчатыми подшипниками.

     Верхний плавающий транспортер смонтирован на двух соединенных между собой боковинах. На ведущем валу транспортера установлены две звездочки, поддерживающий диск и приводная звездочка. Ведомый вал со свободно сидящими на нем звездочками может перемещаться при помощи натяжных болтов по направляющим, обеспечивая необходимое натяжение транспортерных цепей. Каждое второе звено цепей имеет две лапки, к которым приклепаны планки; на их отогнутых кромках имеются зубчики для увеличения захватывающей способности транспортера.

     Спереди транспортер подвешен на кронштейнах и стержне, свободно лежащем на бортах боковин приемной камеры, и прижимается к нижнему транспортеру двумя пружинами, обеспечивая себе свободное плавание. Транспортер поднимается под действием проходящего слоя растений, толщина которого меняется в зависимости от урожайности и поступательной скорости комбайна. Чтобы устранить перекос транспортера при подъеме, заднюю часть его подвешивают к боковинам приемной камеры на шарнирных подвесках.

     Боковины в верхней части соединены крышкой, которая помогает наклонять растения вперед и направлять их комли в подающие транспортеры.

     Для присоединения жатки к питающему аппарату на боковинах имеются откидные болты, кронштейн с гайкой и втулками, а на жатке — литые кронштейны и вилки. Конец на втулках конусный, что обеспечивает надежное закрепление нижних частей жатки. Отогнутая передняя часть боковин прилегает к аналогичной части вертикальных стенок жатки, устраняя зазоры между ними и потери при прохождении растительной массы внутри камеры. Боковины подающего транспортера закреплены двумя косынками, приваренными к трубе рамы комбайна, и двумя раскосами.

Измельчающий аппарат со швырялкой, камерой и трубопроводом предназначен для измельчения стеблей растений и подачи измельченной массы в транспортные средства.

image

     Измельчающий аппарат состоит из шкива 1, стального диска 5 (рис. 66) с прикрепленными к нему шестью ножами 3, шести швыряющих лопаток 4 и вала, установленного на шариковых подшипниках в литом чугунном корпусе 2. Шкив 1 закреплен на валу шпонкой и шайбой 6. Диск измельчающего аппарата крепится так же, как шкив.

     Камера измельчающего аппарата прикреплена болтами к двум угольникам, один из которых приварен к левой боковине подающих транспортеров, а другой — к кронштейну рамы комбайна. Кроме того, камера крепится болтами непосредственно к левой боковине подающего транспортера и к стенке рамы машины.

image

    Камера состоит из передней и задней стенок нижней обечайки, крышки и нижней секции трубопровода. Все эти детали изготовлены из листовой стали. Крышка шарнирно соединена с камерой для удобства осмотра и ремонта измельчающего аппарата. Во время работы комбайна она прикреплена болтом к нижней секции трубопровода. Внутри камеры между боковинами подающих транспортеров смонтирована противорежущая пластина (рис. 67) измельчающего аппарата. При нормальной работе аппарата ножи диска 5 проходят рядом с этой пластиной, для чего в его конструкции предусмотрены регулировочные клинья 3, стойки 10, регулировочный винт 4 и болты 1 и 2. Благодаря этим- деталям ножи могут менять свое положение относительно противорежущей пластины, а для предотвращения ударов ножей о пластину к обеим бокам стенок камеры прикреплены направляющие, имеющие скошенные концы. Направляющие устанавливают на регулировочных прокладках так, чтобы они не выступали за рабочую кромку противорежущей пластины.

    В нижней секции трубопровода измельчающего аппарата укреплена заслонка, препятствующая затаскиванию измельченной массы обратно в камеру.

     Трубопровод камеры состоит из средней (см. рис. 59) и верхней секций с козырьком.

     Средняя секция представляет собой трубу с приваренными по ее концам фланцами. Труба соединена с нижней секцией камеры таким образом, что может поворачиваться при помощи специального устройства, состоящего из гребенки и рычага с защелкой. Благодаря этим деталям трубопровод фиксируется в таком положении, которое необходимо для равномерного распределения измельченной массы по ширине кузова транспортного средства.

     Верхняя секция, называемая дефлектором, жестко соединена фланцами со средней секцией и представляет собой изогнутый желоб с шарнирно закрепленным на конце козырьком. Козырек может менять свое положение при помощи тяги и пружины и фиксироваться так, как это необходимо для равномерного распределения измельченной массы по длине кузова транспортного средства.

Механизмы передач служат для передачи движения рабочим органам комбайна и состоят из карданной передачи, вала главного привода с натяжным шкивом, цепной передачи к коническому редуктору, конического редуктора с промежуточным Баллом, механизма привода ножей режущего аппарата и цепной передачи привода жатки.

image

     Вал главного привода получает вращение от вала отбора мощности трактора через карданную передачу. Главный привод состоит из вала 10 (рис. 68), установленного на двух шариковых подшипниках в чугунных литых корпусах 9, 11, и шкива 7, расположенного на ведущем валу клиноременной передачи измельчающего аппарата. Вал и шкив соединены между собой обгонной муфтой. На одном конце вала 10 укреплена шлицевая вилка 5 карданного вала и шкив 6 привода режущего аппарата, а на другом — звездочка 12 цепной передачи к коническому редуктору. При вращении вала 10 сухари 13 обгонной муфты под действием пружин 1 прижимаются к зубьям обоймы 3 и вращают ее вместе со шкивом 7. При остановке шкива 7 измельчающий аппарат, который он приводит в действие, продолжает вращаться. При этом сухари 13 свободно проскакивают по зубьям обоймы. Такая конструкция предохраняет вал главного привода машины от перегрузок при внезапной остановке вала отбора мощности трактора, поскольку в этот момент измельчающий аппарат и другие рабочие органы продолжают вращаться по инерции.

     Натяжение ремней привода измельчителя осуществляется натяжным шкивом, который прижимается к ремням винтом с гайкой. От звездочки 12 движение передается звездочке конического редуктора. Натягивается цепь этого привода натяжной звездочкой, насаженной на ось с игольчатыми подшипниками. Вся передача закрыта кожухом.

Конический редуктор состоит из корпуса 2 (рис. 69), крышки 1, рукава 17, фланца 5, двух валов 3 и 16, установленных на шариковых подшипниках, и закрепленных на этих валах двух конических шестерен 4 и 15. От утечки смазки и попадания грязи в крышках редуктора установлены самоподжимные резиновые сальники 6 и 18. В корпусе 2 имеются отверстия для заливки и спуска масла, закрываемые пробками. На наружном конце ведущего вала 16 закреплена звездочка 19, а на ведомом валу 3 — цепная соединительная муфта 14 и промежуточный вал 13.

image

     Второй конец промежуточного вала опирается на шариковый подшипник 9, установленный в корпусе 8, который прикреплен к левой боковине 10 подающего транспортера. На этом же валу шпонкой закреплен фланец 7, к которому предохранительным болтом 12 прикреплена ведущая звездочка 11 передачи к подающим транспортерам. В случае резкой перегрузки болт 12 срезается, останавливая передачу, после чего его заменяют новым.

Механизм привода ножей режущего аппарата состоит из сварного кронштейна (см. рис. 59), шарнирно закрепленного на раме комбайна болтом; шкива клиноременной передачи с двумя шарикоподшипниками, установленными на оси кронштейна, и карданной передачи, соединяющей шкив с коленчатым валом кривошипно-шатунного механизма. Карданная передача для безопасности во время работы закрыта кожухом. Клиновые ремни натягиваются винтовым натяжным устройством, соединенным с рамой машины кронштейном.

Цепная передача привода жатки состоит из втулочно-роликовой цепи, соединяющей двойную звездочку и звездочку, установленную на механизме привода транспортирующих цепей.